Полезная информация. Полезная информация Масло дизельное для мтз

Министерство Образования Российской Федерации

Сибирский Автодорожный Институт

Кафедра АВТОМОБИЛИ

Реферат на тему :

«Трактор МТЗ-82 и его

эксплуатационные материалы»

Выполнил: студент 31 ОД

Бурносов Денис

Принял преподаватель :

Каня В.А.

Омск 1999 г.


Введение.

Все сельскохозяйственные тракторы и самоходные машины в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории А, Б, В, Г, Д и Е.

А - колесные тракторы тягового класса до 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, Т-40АМ, Т-25А1, самоходные шасси Т-16М);

Б - колесные тракторы тягового класса свыше 1,4 (К-701, К-700, Т-150К):

В - гусеничные тракторы (Т-4А, ДТ-75М, Т-150);

Г - самоходные машины с механической трансмиссией (зерноуборочные комбайны СК-5 "Нива" и СК-6 "Колос", комбайн самоходный кормоуборочный Е-281, косилка-плющилка самоходная Е-302, корне-уборочная самоходная машина РКС-6, корнеуборочная самоходная машина КС-6);

Д - самоходные машины с гидростатической трансмиссией (комбайны зерноуборочные "Дон-1500", "Дон-1200", комбайн самоходный кормоуборочный КСК-100, косилка-плющилка КПС-5Г, комбайн самоходный картофелеуборочный КСК-4-1, корнеуборочная самоходная машина КС-6В):

Е - мелиоративные и дорожно-строительные машины, в том числе экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 м2 (бульдозеры, грейдеры, скреперы, экскаваторы).

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САМОДЕЛЬНЫМ ТРАКТОРАМ, ТРАКТОРНЫМ ПРИЦЕПАМ И ПОЛУПРИЦЕПАМ.

Трактор может быть выполнен в виде тягача или самоходного шасси (с кузовом на раме для перевозки грузов). Компоновка и расположение кабины должны обеспечивать хорошую обзорность при навеске машин, а также по фронту движения агрегата. При движении по дорогам общего пользования движители не должны повреждать дорожное полотно. Шины должны соответствовать допускаемой максимальной нагрузке и скорости движения трактора, самоходной сельскохозяйственной ма-. шины. Не допускаются порезы и разрывы, обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. Запрещается установка на одну ось шин различного размера и моделей. Тракторы должны иметь передачу заднего хода. Не допускаются работа трактора, не оборудованного стояночной тормозной системой и звуковым сигналом, а также использование самодельных деталей и узлов в механизмах рулевого управления и тормозной системы. Выпускная система двигателя должна иметь эффективный глушитель шума выхлопа и обеспечивать гашение искр в отработавших газах. На тракторе с системой запуска от пускового двигателя нужно блокировочное устройство, предотвращающее запуск при включенной передаче. Трактор должен быть оборудован внешними световыми приборами: двумя рабочими фарами ближнего света белого цвета, расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси машины, передними фонарями с габаритными огнями белого цвета и указателями поворота оранжевого цвета, задними фонарями с габаритными огнями красного цвета и указателями поворота оранжевого цвета, сигналами торможения красного цвета, фонарем освещения номерного знака белого цвета. Тракторный прицеп и полуприцеп должны быть оборудованы рабочим тормозом с приводом, управляемым с места водителя. Они должны иметь стояночную тормозную систему с механическим приводом, удерживающую их с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 20 о. Не допускается виляние прицепа во время движения по прямой на дорогах с твердым покрытием. Сцепная петля прицепа, полуприцепа должна соответствовать ГОСТ 2349-75. Прицеп, полуприцеп оборудуют фонарем освещения, номерным знаком, сигналом торможения, световозвращателями. Допускается длина тракторного поезда не более 12 м. Основные технические данные, которым должны удовлетворять самодельные тракторы, тракторные прицепы и полуприцепы, приведены ниже. Тракторы Номинальное тяговое усилие, кН неболее 14 Поперечный угол статической устойчивости, не менее 35 град. Наименьший радиус поворота, м не более 4,5 Транспортная скорость (при номинальной не более 20 частоте вращения коленчатого вала), км/ч Осевая нагрузка (для тракторов с машиной не более 60 на задней навеске), кН Нагрузка на управляемые колеса, кН не менее 0,2 эксплуатационной массы трактора Тормозная система должна обеспечивать: тормозной путь при холодных тормозах и не более 6,4 (2,1) скорости 20(10) км/ч. м непрямолинейность движения в процессе не более 0,5 торможения, м остановку и удержание трактора на уклоне неенее 16 не. % Люфт рулевого колеса при работающем двигателе не более 25 . град. Уровень шума. измеренный на расстоянии не более 95 5м от двигателя, дБ Размеры, мм: ширина не более 2500 высота не более 3800 Тракторные прицепы и полуприцепы Дорожный просвет под осями, мм не менее 3000 Осевая нагрузка. кН не более 60 Угол поперечной статической устойчивости с гручом (при его плотности 0,8 т/\г), град: прицепа не менее 30 полуприцепа не менее 25 Угол поворота дышла двухосного прицепа, град.не менее 38 Тормозной путь при скорости движения 20 км/ч, м не более 6.4 Ширина, мм не более 2500

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Топливо . Для работы тракторов используется дизельное топливо трех марок:

Л - летнее для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше 0 С 3 - зимнее с различной температурой застывания (для эксплуатации при температуре окружающего воздуха выше -2"0"С с температурой застывания -35"С. а также ниже -20 С с температурой застывания -45 С);

А - арктическое для эксплуатации при температуре воздуха до-50 С. По содержанию серы дизельные топлива подразделяют на два вида: первый - массовая доля серы не более 0,2 "о, второй - не более 0,5 о (для топлива марки А - не более 0,4 о).

В условном обозначении летнего дизельного топлива учитываются содержание серы и температура вспышки (например: Л - 0,5-40), зимнего - содержание серы и температура застывания (3 - 0,2-45), арктического - только содержание серы (А - 0,2).

Масла и смазки . Моторные масла независимо от их состава и свойств обозначают буквой М (моторное).

В зависимости от области применения они подразделяются на группы и подгруппы (приведены в скобках), обозначаемые буквами: А, Б, (Б1, Б2), В(В1, В2),Г(Г1,Г2),Д, Е.

Индекс после буквенного обозначения подгруппы означает:

1 - для карбюраторных двигателей,

2 - для дизельных.

Масла групп В2 и Г2 практически полностью обеспечивают потребность парка сельскохозяйственных тракторов и самоходных машин (табл.}).

Пример обозначения моторного масла: М-10Гж. Цифра 10 характеризует класс вязкости масла, для которого кинематическая вязкость при 100 С нормируется в пределах от 9,5 до 1 1,5 сантистокс. Буква Г с индексами означает, что масло предназначено для форсированных дизелей (индекс "2") автомобилей КамАЗ и тракторов типа К-700 (индекс "К").

Для каждого типа двигателя необходимо применять только рекомендуемые инструкцией масла, в противном случае неизбежны неоправданно высокие затраты на дефицитные и дорогостоящие масла (с завышенным содержанием присадки) или чрезмерно повышенные ичиосы детален двигателя, снижение ею моторесурса и повышение расхода масла (при испольчовании масел с пониженными эксплуатационными свойствами).

Допускастся смешение масел одной группы, но недопустимо смешение, масел различных групп, а также зимних и летних.

Все масла с присадками очень чувствительны к действию воды - попадание в масло даже очень небольших (десятых долей) процентов влаги резко снижает содержание присадки и ухудшает их эксплуатационные свонства.

Маркировка трансмиссионного масла составляется из сочетания заглавных букв Т (трансмиссионное). А (автомобильное) или С (масло получено из сернистой нефти), строчных п "(присадка) или д (дистиллят-нос) и числового значения кинематической вязкости в сантистоксах при температуре 100 С. Буква В после обозначения вязкости означает, что масло создано улучшением свойств ранее выпускаемого и является его модификацией.

ГОСТ 17479.2-85 предусматривает в обозначении трансмиссионных масел буквенные аббревиатуры ГМ (трансмиссионное масло), цифры. показывающие группу масла по содержанию присадок и класс вязкости. Пример обозначения: ТС-3-1Н -трансмиссионное масло 3-й группы IV-го класса вязкости.

В гидросистемах некоторых тракторов кроме моторного используют индустриальные масла И-20Л. И-ЗОА (И -- индустриальное, цифра -кинематическая вязкость при 50"С) и гидравлическое масло М1Е-46В.

Для смазывания трущихся поверхностей деталей тракторов в трудно-герметизируемых узлах применяют антифрикционные смазки Литол-24. ЦИАТИМ-201. № 158. синтетический и жировой солидолы.

Охлаждающие жидкости . В системы охлаждения тракторов заливают мягкую воду или низкозамерзающие жидкости - антифризы.

Стандартные антифризы марок 40 и 65, Тосол-40 и Тосол-65 имеют температуру замерзания соответственно -40 С и -65 С.

Двигатель. Гидравлическая система. Масло (периодичность замены,ч)

М-10Г2(летом) М-8Г2с М-10В2(летом) М-8В2(зимой)

ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 2000 ЮМЗ-6 и модификации М-10В2(летом) М-8В2(зимой)

Муфты сцепления, коробка передач, задний мост: М-10В2(всесезонно) 1000 М-10В2(летом) М-8В2(зимой) 1 раз в год МТЗ-100/102 М-10Г2(летом) М-8Г2(зимой) 250

Передний мост: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 1 раз в год Т-150.150К М-10Г2к М-10Г2(летом) М-8Г2к М-8Г2(зимой) 250 250

Коробка передач и редуктор ВОМ: М-10В2(летом),М-8В2(зимой)

Колессные редукторыи ведущие мосты, ходовая часть: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18)(всесезонно) 2000

Картер главнойи конечной передач: ТАп-15В(ТМ-3-18) ТЭп-15(ТМ-2-18), М-10В2(всесезонно) 1 раз в год То же М-10В2(летом) М-8В2(зимой) МГЕ-46В 1 раз в 2 года ДТ-75М

7.6.1. Техобслуживание дизеля трактора МТЗ-82

ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При замене масла в картере дизеля выполняйте следующие рекомендации:
заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
заливайте масло до верхней метки на маслоизмерительном стержне. Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки; проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;
замену масла в картере дизеля производите через 500 ч. (при ТО-2).
Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, ПОДТЯЖКИ болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогретом дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов.

Регулировку производите в следующем порядке(рис. 35):

  1. установите поршень первого цилиндра в ВМТ (оба клапана должны быть закрыты);
  2. отпустите контргайку 2 винта на коромысле регулируемого клапана и, вворачивая или выворачивая винт 1, установите между бойком коромысла и торцом стержня необходимый зазор по щупу 3. После установки зазора затяните контргайку и снова проверьте зазор щупом, проворачивая штангу. Клапаны регулируйте в последовательности, соответствующей порядку работы дизеля (1-3-4-2), проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота по ходу часовой стрелки.

Рис. 35. Регулировка зазоров в клапанах дизеля

Допускается регулировка клапанов другим способом:

  1. снимите колпак крышки головки цилиндров;
  2. проверьте затяжку крепления стоек валика коромысел;
  3. проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, выпускной клапан - заканчивает закрытие) и отрегулируйте зазор в 4, 6, 7 и 8 клапанах (отсчет клапанов от вентилятора);
  4. проверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазор в 1, 2, 3 и 5 клапанах.

После регулировки зазоров поставьте на место колпак крышки. При перепроверке на холодном дизеле допускаются зазоры 0,20...0.35 мм для впускных и выпускных клапанов.

ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 10ОО ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:

  1. снимите колпак и крышку головки цилиндров;
  2. снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
  3. динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности, указанной на рис. 36. Момент затяжки должен быть 19-21 кгс*м (190-210 Н*м);
  4. после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами. Установите на место крышку головки и колпак крышки.


РАЗБОРКА И ОЧИСТКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере дизеля.

Очистку ротора производите в следующей последовательности:

а) отверните колпачковую гайку 1 (рис. 37) крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;

б) между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 38). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;

в) с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;

г) при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;

д) соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стакане ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо. Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием до полной посадки стакана на ротор; гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгс*м (35-50 н*м);

е) проверьте работу центробежного масляного фильтра.

После остановки дизеля в течение 30-60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.

ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

После обкатки трактора и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль обеспечьте вход масла с той же стороны, что и до снятия фильтра.

ПРОМЫВКА НАБИВКИ САПУНА

Набивку сапуна дизеля промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом. Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.

РЕГУЛИРОВКА СЛИВНОГО КЛАПАНА ЦЕНТРИФУГИ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При работе дизеля на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5-3,5 кгс/см² (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см² (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла. Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 40), предварительно сняв резьбовую пробку.


ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При ТО системы охлаждения придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
  2. следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;
  3. содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
  4. натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;
  5. при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;
  6. в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности. Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 41):

  1. снимите с дизеля воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
  2. очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;
  3. заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
  4. проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;
  5. при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем - фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец - фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.

В случае отсутствия на тракторе или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки. При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя, как указано выше в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д".

Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива

Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива.


Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего (рис. 43):

  1. закройте краник топливного бака;
  2. снимите болты 1 крепления стакана 3;
  3. снимите стакан 3;
  4. отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
  5. снимите рассеиватель;
  6. промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан 3 фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

После сборки фильтра заполните систему топливом.

Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива. Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45):

  1. закройте кран топливного бака;
  2. слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
  3. отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
  4. промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
  5. установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр;
  6. откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.

ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ И УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 46) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки.

ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ФОРСУНКИ

Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде.

ПРОВЕРКА НА ДИЗЕЛЕ УГЛА НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА НАСОСОМ ДИЗЕЛЯ ТРАКТОРА МТЗ-82

При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом. Проверку угла производите в следующей последовательности:

а) установите рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче топлива;

б) отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);

в) проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;

г) удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;

д) выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его не-нарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.

При работе двигателя возникает трение при взаимодействии деталей, приводящих механизм в движение. Во избежание сухого трения они должны быть постоянно смазанными. В дизельном двигателе трактора «Беларусь» часть деталей смазывается под давлением, другие — за счет разбрызгивания масла.

Под давлением, созданным масляным насосом, смазываются:

  • шестерни привода топливного насоса ;
  • подшипники коленчатого и распределительного валов;
  • втулки промежуточной шестерни;
  • клапанный механизм.

Смазка механизма разбрызгиванием происходит во время работы двигателя, а также при циркуляции в системе.

Таким методом смазываются :

  • поршни;
  • гильзы;
  • поршневые кольца;
  • привод масляного насоса;
  • кулачки распределительного вала.

В работающем двигателе смазка постепенно загрязняется продуктами износа и пылью. Ко всему прочему необходимо учитывать химические воздействия кислорода и влияние металлов, вследствие чего происходит образование кислот, смол и других вредных разрушающих веществ.

Прогресс не стоит на месте, и постепенно появляется лучшее: на смену минеральным маслам приходят полусинтетические и синтетические для малооборотистых дизельных двигателей. Изготовленное на основе сырой нефти, оно быстрее теряет свои полезные свойства из-за высоких температур и большого давления. В камере сгорания минералка коксуется, образуя нагар. При соприкосновении его с раскалённым поршнем образуется лак, вызывающий пригорание поршневых колец. Результатом становится износ и капитальный ремонт двигателя.

Синтетические масла изначально были придуманы для моторов реактивных самолётов. Со временем высокие технологии стали доступны простому обывателю. Разработанная в лабораториях, синтетика не содержит естественных химических веществ, разрушающихся при высоких температурах. Из ее состава удалены химические соединения, вызывающие осадок и окисление. Кроме того, она выдерживает чрезвычайно высокие температуры, которые не выдержала бы минералка, созданная на основе нефти.

Еще одним плюсом синтетики является морозоустойчивость. При низких температурах минеральные смазки густеют, усложняя запуск двигателя. Синтетика не густеет, и начинает работать сразу после старта двигателя.

Полусинтетические получаются после смешивания синтетического и минеральных масел. Добавление минерального снижает стоимость, а синтетика даёт смазочной смеси свои положительные свойства, продлевая ресурс двигателя и упрощая его запуск при отрицательных температурах.

Срок службы

Системы фильтрации и смазки оказывают непосредственное влияние на срок службы масла. Для отделения вредных примесей, в различных двигателях трактора «Беларусь», используются системы фильтрации и очистки. В двигателе Д-36 она двойная. В чугунном корпусе, закреплённом на блоке цилиндров, установлены масляные фильтры грубой и тонкой очистки. В модели Д-40К появилась новая вариация: очищение осуществляется с помощью установленного центробежного фильтра с постоянным фильтрующим элементом, повышается износоустойчивость трущихся деталей и снижается расход картерного масла.

Замену масла рекомендуется производить каждый год или через 250 моточасов. Более подробную информацию можно посмотреть в химмотологической карте для конкретной модели трактора.

Химические свойства

Масла могут быть не только синтетическими или минеральными, то есть отличаться по химическим свойствам, заданными составом образующих веществ. Важнейшими качествами их являются:

Вязкостно-температурные свойства. Слишком большая вязкость будет затруднять циркуляцию в системе, и препятствовать проникновению в малые зазоры. Малая вязкость позволит маслу вытекать из зазоров, попадать в систему сгорания и просачиваться в технологические соединения деталей. Лучшим вариантом для двигателей является смазка с наименьшей допустимой вязкостью, обеспечивающей надёжное жидкостное трение. Качественное масло меньше разжижается при нагревании и меньше густеет при низких температурах.

Стабильность – это способность масел сохранять свои первоначальные полезные свойства. С большей характеристикой стабильности оно обладает лучшей сопротивляемостью воздействию высоких температур, кислорода воздуха.

При взаимодействии с металлом происходит окисление или коррозия. Коррозионные свойства обусловлены содержанием в масле кислот. Они могут появляться как от некачественной очистки, так и в результате химических реакций, при циркуляции в двигателе.

Для улучшения вышеперечисленных свойств, в них добавляют химические вещества – присадки.

Виды масел для тракторных дизельных двигателей

  1. Летом дизельное масло с присадкой ДП-11, ДСП-11;
  2. Зимой — также с присадкой ДП-8 (ГОСТ 5304-54); МС-14 ГОСТ 1013-49;
  3. Солидол жировой ГОСТ 1033-51.

Буквами в маркировке обозначают: Д – дизельное, П – наличие присадки, С –тщательная селективная очистка, цифра (11 или 8) обозначает вязкость при температуре 100°С. Зимой рекомендуется применять менее вязкие, летом более вязкие.

МС-14 — масло селективной очистки, применялось в качестве базовой смазки, на сегодняшний день снято с производства.

Альтернативные масла

В инструкции по эксплуатированию тракторов Беларусь производитель категорически запрещает использовать для смазки двигателя альтернативные варианты. Информация ниже приведена для справки.

Масла с вязкостью SAE-30, SAE-40, SAE-50 не рекомендуется заливать в тракторный двигатель в зимний период. Они используются в основном в судоходстве, так как двигатель располагается в закрытом машинном отделении, где температура выше 0°С.

Для мощных форсированных двигателей в летний период применяют Дп-14. Это специальное масло для быстроходных дизелей.

М-10Г2 или М-10Г2к — сезонное, по вязкости соответствует SAE-30, по характеристикам эксплуатации API соответствует классу СС. Применяется, в основном, для форсированных дизелей без наддува, работающих в экстремальных условиях. Является продуктом переработки малосернистых и сернистых видов нефти. В состав входит достаточно большое количество эффективных присадок, способствующих обеспечению высокой термической стабильности и применению в жёстких условиях. Антиокислители, противоизносные, нейтрализующие и моющие присадки препятствуют возникновению высокотемпературных отложений.

Буква «к» в названии означает, что оно разработано для высокофорсированных дизельных двигателей тракторов К-701 и автомобилей Камаз. Также оно нашло широкое применение в автомобилях ЗИЛ и автобусах Икарус.

Аналоги М-10Г2к (SAE 30): Shell Rotella TX, Total HD 1-B, Texaco Ursa Extra Duty, Mobil Delvac 1200, Mobil Special, Gulflube XHD, ESSO Estor SDX, Castrol CRB-30, BP Vanellus.

Кинематическая вязкость при температуре 100°С составляет 11 мм2/с, что делает его применение нежелательным в зимний период.

Моторное масло М-8Г2 (ГОСТ 8581-78)

Серию Г2 получают из малосернистых и сернистых сортов нефти. М8Г2 содержит более эффективные присадки, чем В2. Применяется для зимней эксплуатации дизельных двигателей без наддува или с невысоким наддувом. Присадки группы Г2 позволяют применять их в самых сложных условиях, где важна высокая температурная стабильность. Кинематическая вязкость при 100°С составляет 8 мм2/с. Вязкость соответствует SAE-20.

Аналоги М-8Г2: Shell Rotella 20/20W, Ravenol Formel Diesel 20W, Addinol Diesel, Nordix Diesel, Sintek Sintoil.

При температурах ниже -30°С применяют масло М-4/8В2. Вязкость соответствует классу SAE-20. Добавленные в состав присадки не позволяют ему загустеть даже при самых низких температурах, делая его применение оптимальным в самых морозных регионах.

Следует помнить, что масло в дизельном двигателе темнеет достаточно быстро. Если при пробеге 800-1500 км уже видны чёрные частицы, значит, начали работать моющие присадки удаляющие сажу из двигателя.

Дизельный двигатель трактора очень быстро пачкает масло. Связано это с применением не качественного топлива. Поэтому, неважно, что вы льете: синтетическое или минеральное – меняйте его строго в срок. Не надейтесь на сверх способности синтетики.

Если вы решили перейти с синтетики на минеральное масло двигатель не обязательно промывать. Достаточно слить старое масло. Однако следует помнить про масляный радиатор, устанавливаемый на большинстве турбодизельных моторов, в котором находится достаточное количество масла, которое при смешивании может причинить вред двигателю. Нельзя просто перемешивать и доливать синтетическое масло и минеральное.

Не стоит добавлять присадки в современные масла. Всё необходимое в них уже содержится и вряд ли вы сможете чем-то улучшить их свойства.

Любая техника и механизмы нуждаются в регулярной смазке – это относится и к сельхозтехнике. Хорошие и правильная смазка трущихся деталей техники обеспечивает более длительный срок ее эксплуатации, уменьшение износа узлов тракторов МТЗ. Естественно, масло для МТЗ техники должно обладать физико-химическими свойствами, в полной мере соответствующим стандартам. Для смазки узлов и агрегатов МТЗ можно использовать несколько видов масел.

  1. Дизельное масло с присадками, причем присадки используются разные для зимнего и летнего времени. Данное масло применяется для смазки дизельного двигателя, регулятора топливного насоса, редуктора пускового двигателя, коробки передач, увеличителя крутящего момента, главной передачи, бортовых передач, вала отбора мощности, гидравлической системы, в качестве добавки в топливо пускового двигателя.
  2. Дизельное масло для сельскохозяйственной техники МТЗ с присадками ЦИАТИМ. Используется для смазки дизельного агрегата, работающего на топливе с большим содержанием серы – более 0,7 процента. Если температура окружающего воздуха опускается ниже нуля и при отсутствии специального зимнего масла, в топливный насос, регулятор, в картер дизеля можно заливать летнее масло, куда можно добавить 15 процентов дизельного топлива. В редуктор пускового двигателя следует заливать смесь из 80 процентов дизельного топлива и 20 процентов масла.
  3. Автотракторное масло – применяется для смазки подшипников трансмиссии, петель тракторной кабины МТЗ и замков. Допускается использование дизельного масла.
  4. Среднеплавкая универсальная смазка (ее еще называют солидол) – подходит для любых сопряжений и трущихся деталей. Смазку можно осуществлять через специальные масленки. Также применяется для набивки полостей подшипника муфты сцепления и вилок кардана перед сборкой.
  5. Консистентная смазка – подходит для смазки подшипников генератора.

Заказать и масел вы можете в любом специализированном магазине. Также можно использовать и трансмиссионное масло для МТЗ в качестве универсального. Это допускается в регионах с умеренным климатом. Дли импортной техники лучше использовать масла иностранных производителей.

Перед использованием масла следует убедиться, что в нем отсутствуют посторонние примеси, грязь, атмосферные осадки. Во время хранения и заливки масла в технику нужно следить, чтобы в него не попали посторонние вещества. Для каждого сорта дизельного или трансмиссионного масла МТЗ желательно иметь отдельную посуду, заправочные горловины и масленки перед заправкой рекомендуется вытереть от пыли и грязи. На емкостях для хранения и расфасовки масел МТЗ наносятся специальные обозначения – верхняя показывает порядковый номер точки смазывания, нижняя – периодичность. Периодичность определяется количеством отработанных моточасов, определяемых специальным счетчиком.

Гидравлическая система тракторов МТЗ и большинства аналогичной сельскохозяйственной техники заправляется дизельным маслом ГОСТ 5304-54, также возможно добавление сезонных присадок. Уровень масла следует проверять через каждые двести часов работы. Проверяется он просто – в полу кабины трактора МТЗ имеется небольшой лючок, расположенный сразу над магистральным фильтром. Его следует открыть и открутить пробку со вделанным щупом. На щупе имеются нижняя и верхняя метки – если масла достаточно, то его уровень должен находиться на верхней метке, в противном случае он будет на нижней. Если так и есть, то нужно долить масло до нужного уровня.

Очевидно, что и смазочные жидкости следует менять через определенное время. Для смены моторного масла нужно хорошо нагреть двигатель, заглушить и через сливное отверстие в поддоне картера слить отработанное масло. Очистить намагниченную поверхность пробки от налипшей металлической стружки и хорошо завернуть. Новое масло для МТЗ заливать через заливную горловину, количество проверять по щупу. Не следует заливать его больше чем требуется, потому что это может создать избыточное давление в системе, что приведет к выдавливанию сальников. Перед заливкой нового масла систему можно промыть специальными промывочными растворами (если в этом есть необходимость).

МТЗ 82 – это трактор белорусского производителя, который имеет большую популярность в нашей стране. Прежде чем эксплуатировать любое рабочее транспортное средство, следует проверить уровень всех жидкостей и при необходимости дополнить. Только зная заправочные емкости МТЗ 82 и заливаемые марки масел, можно выполнить эту задачу.

Основные заправочные объемы МТЗ 82 и МТЗ 80

В первую очередь трактористу необходимо знать, сколько топлива может вместиться в топливный бак и сколько масла в МТЗ 82 в двигателе. Объем топливного бака 120 литров. Но они не единственные. Имеется еще бак пускового двигателя ПД-10. В него вмещается 1,9 литров.

Дополнительный карбюраторный двигатель необходим для пуска двигателя. Он обеспечивает легкий старт даже в сложных условиях при низкой температуре. Он состоит из одноступенчатого редуктора и электрического стартера с подогревателем.

Трактор Беларус

МТЗ 82 может оснащаться одним из двух силовых агрегатов: Д240 и Д240Л. Что касаемо заправочных объемов, то разница между ними лишь в том, что Д240 имеет 20-литровую охлаждающую систему, а Д240Л – 22-литровую.

Заправочные емкости МТЗ 82:

  1. Объем картера моторного масла — 15л.
  2. Корпус трансмиссии, с учетом коробки передач и заднего моста — 40 л.
  3. Передний ведущий мост – 1,7 л.
  4. Колесный редуктор ПМ – 1,7 л. каждый.
  5. Верхняя коническая пара колесных редукторов переднего моста – по 0,3 каждый.
  6. Гидроусилитель руля – 6 л.
  7. Топливный насос – 0,2 л.
  8. Пусковой двигатель, редуктор – 0,4 л.

Марки и заправочный объем

Емкость узлов не является предопределяющей для заправки. Заливать в систему необходимо определенное количество масла или смазки. Прежде чем заливать жидкость или смазывать узлы, необходимо уточнить, какую марку необходимо использовать.

При работе трактора в холодное время года при температуре до +5 С необходимо использовать моторное масло М-8ДМ, которое соответствует ГОСТ 8581-78. Заливать необходимо 12 литров. То же количествао смазки, но уже марки масел М-10ДМ по ГОСТ 8581-78 необходимо обновить при температуре окружающего воздуха +5 С и более. Менять смазку необходимо каждый 500 мч. Использовать можно и альтернативные варианты: М-10Г2К и М-10Г2. Первый образец меняется каждые 250 мч, а второй 500 мч.

В топливный насос можно заливать одно из вышеперечисленных масел. Причиной замены жидкости в узле может стать его ремонт. В остальных случаях заливать его не требуется. В топливный насос вмещается 0,25 л моторного масла.

Воздухоочиститель – еще один узел трактора, который требует наличия моторного масла. Но здесь есть особенность. Можно добавлять отработку, дав ему отстояться. Замена производится каждый 500 мч. Но обязательно знать, сколько литров масла добавлять. В этом случае — 1,5 л.

Моторный отсек

Заправочная емкость силовой передачи – 40 литров. Система заправляется полностью. При каждом очередном плановом то необходимо заменить 40 литров трансмиссионного масла ТАп-15В, ТСп-10 или ТСп-15К. Можно дублировать другим — ТАД-17.

Колесный редуктор вмещает 3,7 л того же масла, что и в трансмиссию. В отличие от других элементов, в редуктор необходимо заполнять сразу в двух точках. Колесные редуктор, верхняя коническая пара, опора привода и приводной шкив заправляются Тап-15В и другими аналогичными маслами.

Все гидроагрегаты и ГОРУ заправляются модернизированным моторным маслом М-10Г2. Можно использовать и другие: М-8Г2К или М-10Г2К. Это же касается и гидроусилителя руля, туда заправляется такое же масло.

Смазка подшипника обводки выполняется Литолом-24. В качестве альтернативы можно использовать многоцелевую пластичную дублирующую смазку марки LCP-GM. Выполнять это необходимо как при эксплуатации, так и техническом обслуживании. Чтобы заполнить 0,2 литра рабочего объема, необходимо использовать специальный шприц. Нескольких нагнетаний будет достаточно.

Похожие статьи