Двуличный бог римлян.  Янус

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - в будущее)и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет. Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус - бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое - в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым. По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов. государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны - управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ - знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число300 (латинские цифры = CCC), а на левой - 365 (латинские цифры - LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским "термином" (terminus - предел, граница) - колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место, владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб - ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и Дианы - богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в "Книге Тота", а в картах Тарот так рисуют дурака. Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой - дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых - победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое - белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в символ прошлого и будущего (ср. благоразумие) - в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут - змея, свернувшаяся кольцом, - античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение "двуликий Янус" символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное - позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус - самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов" в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: "древность зовет меня Хаос" В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры - Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога- Янус.

Вначале был хаос. Но потом изменения начали систематизироваться и упорядочиваться. Месяц начал сменяться месяцем, на смену одному году приходил другой, за началом чего-либо неизбежно следовало изменение и окончание: зерно становилось колосом, потом снова зерном, человек, начав путь младенцем, становился юношей, потом мужчиной, его жизненный путь неумолимо заканчивался, но на смену ему приходили дети. Естественно, эту важную сферу жизни - переходы, перемены, границы, начало и окончание, а в узком смысле - двери, дверные проемы и проходы - человеку древности совершенно немыслимо было оставить без божественного пригляда. Таким божеством у римлян был двуликий бог Янус. Это в его честь первый месяц года назван январем - ведь он открывает год. Есть предположение, что и город Генуя назван в честь бога Януса.

Многоликий Янус

Двуликий Янус единственный из богов римского пантеона не имел четкого аналога в греческой мифологии. Он был богом всего, что было связано с началом и окончанием - дверей, границ, источников. Одно время римляне ставили его даже выше Юпитера. Считалось, что именно он научил людей летосчислению, земледелию, ремеслам. Открытая дверь - граница между двумя пространствами, поэтому богу, ответственному за границы и двери, мало одного лица. Обычно Янус изображался с двумя ликами. Одно лицо было лицом молодого юноши, а другое - умудренного жизнью мужчины. «Янус двуликий» - фразеологизм, прочно вошедший в языки народов мира. Но есть изображения Януса с тремя и даже четырьмя ликами! Действительно, ведь любой перекресток дорог - это сразу четыре пути, да и перекресток трех дорог совсем не редкость. Атрибутом, с которым обычно изображался Янус, были ключи, что вполне логично для бога дверей и границ.

Храм бога Януса

Храм в Риме представлял собой двойную арку, над которой изображался именно двуликий Янус. Тот Янус, которому был поставлен храм, имел четкую «специализацию» - он определял границу между миром и войной, жизнью и смертью. Вторая дверь этого храма, «дверь войны», открывалась, когда Рим начинал военный действия. Через двойную арку храма шествовали уходящие на битву воины. Когда заключался мир, то «дверь войны» запиралась. По свидетельству Плутарха и Светония, храм за тысячелетнюю историю Рима запирался пять раз - трижды в период до нашей эры и два раза после ее начала. Суммарно эти периоды не составят и ста лет. Это определенным образом характеризует великую Римскую империю. На рынках и холмах Рима были алтари, на которых поклонялись менее воинственной ипостаси Януса. В Велабруме, одном из римских кварталов, двуликий Янус был удостоен арки, сохранившейся до сих пор, которая символизирует, по иронии судьбы, четыре его лика. В начале года Янусу приносили в жертву белого быка. В остальное в

ремя он довольствовался фруктами, медовыми пирогами и вином.

Личная жизнь бога

Двуликий Янус, как и положено богу римского пантеона, имел довольно запутанную личную жизнь. Ему приписывают сразу три жены, правда, не параллельно, а последовательно. Первая из них - царица Лациума Камиса. Детей у них было много, один из них - Тиберинус, бог реки Тибр. Следующей упоминают Ютурну, нимфу источника. От нее двуликий Янус имел сына Фонта, бога источников, что вполне логично, учитывая сферу деятельности родителей. Третьей его женой называют Венилию, древнюю богиню моря, дарившую счастливое возвращение из морского путешествия. Правда, по некоторым данным, Венилия была супругой Нептуна. От Венилии у Януса была дочь Канента, нимфа с трагической судьбой, олицетворявшая песню.

Двуликий янус

Янус (лат. Ianus , от лат. Ianua - «дверь») - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

Двуликий янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Под покровительством Януса находились все двери - частного дома, храма богов или ворота городских стен, a, так как он вёл счет дням, месяцам и годам, то на пальцах его правой руки было начертано число CCC (300), а на левой - LXV (65), в сумме эти числа означают число дней года. По имени Януса названо начало года, первый его месяц - януарий.

Сегодня Двуликий Янус является символом двуличия, лицемерия и лжи, на мой взгляд, совершенно незаслуженно – древние римляне вовсе не ассоциировали эти качества с божеством Януса, направления, за которые он отвечал, были очень почетными, жизненно важными и носили философский смысл.

Видимо, просто наличие двух лиц в одном божестве ассоциируется у людей с противоположными качествами, по принципу "хороший-плохой", и принадлежат они одному и тому же существу.

Другие интересные выражения из русской речи:

Полностью это выражение в нашем обиходе звучит, как индюк думал, да в суп попал.

Суть выражения днем с огнем (искать что-либо) предельно ясна. Днем и так светло,

Все мы пользуемся прилагательным допотопный, даже не задумываясь о его

Откуда произошло выражение древо познания и что оно означает? Ведь само

Выражение держи карман шире в наше время передает иронично-насмешливое

Существует мнение, что выражение держать нос по ветру , появилось в эпоху

Выражение джентльменское соглашение означает устное соглашение между

Выражение Дамоклов меч , как и многие другие, пришло в наш обиход из древней

Дело в шляпе – довольно распространенное выражение, которое означает, что дело, о

Дары данайцев , или более полная версия “Бойтесь данайцев, дары приносящих”. Смысл

Выражение дело табак означает безнадежность, безвыходность ситуации или

Еще интересные выражения

На букву "Г"

2006 г.), могут быть самыми разными. В некоторых из них основной сюжет скрывают переплетения линий, какие-то образы становятся видимыми только при определенном повороте или с определенного расстояния. Отсюда и названия: "обманки", "двоевзоры", "оборотни". На этот раз речь идет о том, какие трансформации претерпел двуликий бог Янус.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Двуликий Янус. Неизвестный скульптор. Италия, XVIII век. Санкт-Петербург, Летний сад. Фото 2006 года.

Древнеримская монета.

Этрусский бронзовый флакон с двумя лицами. Около 250 года до н.э. Высота 9,4 см. The Freud museum, Лондон.

Рукоятка ножа с головой волка и моржа. Резьба по моржовой кости. Длина ручки ножа 10 см. ХХ век. Архангельская область.

Славянские боги Световид и Триглава. Фрагменты картин В. Королькова. Из книги: Грушко Е., Медведев Ю. Мифы и легенды Древней Руси. - М., 2003.

Свистулька-оборотень с четырехликим всадником на свинье-баране. 1981 год. В. Ковкина (род. в 1922 г.).

Подсвечник-оборотень "Рыба - птица". А. Якушкин. 2006 год. Майолика. Рязанская обл., г. Скопин.

"Memento mori" (с латинского: "Помни о смерти"). Германия, середина XVI века. Слоновая кость. Kunst Palace, Дюссельдорф (Германия).

Двуликие картинки (в женских прическах спрятаны образы старух). XIX век. США, Франция.

Ваза "Туман". На фотографии мы видим только два лица.

Четырехликая ваза "Туман". А. Голубкина. 1899 год.

Горельеф "Волна" (другие названия: "Море житейское", "Пловец"). А. Голубкина. 1903 год. 300 x 380 x 100 см. Установлен над боковым входом в Московский художественный академический театр.

Если читать слово РИМ наоборот, получим МИР. В истории есть период, когда между этими словами можно было поставить знак равенства. Тысячу лет просуществовал Древний Рим: с V века до н. э. по V век н. э., и почти все это время город-государство оставался властителем мира. Конечно, римское господство не распространялось на весь земной шар, но сотни народов и племен - побережье Средиземного моря - платили дань за право и возможность жить своей жизнью. Военная добыча, которая доставалась Риму, включала в себя ювелирные изделия, картины, скульптуры, рукописи, декоративные украшения. В Вечный город свозили не только вещи, но и живые трофеи: лучших ремесленников, ученых, художников, писателей, актеров. Поэтому культура Древнего Рима, его религия, наука и искусство слагались в значительной степени из более развитых и древних культур с участием представителей вновь порабощенных народов.

Древние римляне поклонялись многим богам. Большинство из этих богов имеют предков в других культурах. Откуда пришел занявший свое особое место в пантеоне бог Янус?

Согласно легенде, Янус был царем области Лация - родины латинского языка, он научил свой народ строить корабли, пахать землю и выращивать овощи. Видимо, за эти заслуги Сатурн наградил его даром знать прошлое и предвидеть будущее: отсюда и два лица - спереди и сзади.

Затем Януса провозгласили покровителем всех начал. Его именем назвали первый месяц года - январь. Был он и богом дверей, - ведь с них начинается дом. Поскольку главным занятием римлян оставалась война, Янус не мог не иметь к ней отношения. Ему построили храм-арку, ворота которого распахивались, когда римское войско отправлялось в поход. В мирное время двери храма запирали. Как обстояли дела на самом деле, точно неизвестно, но историки подсчитали, что за сотни лет существования Римской империи храм мог стоять закрытым более года лишь три раза. В те времена, чтобы сохранить власть, приходилось непрерывно вести военные операции.

Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах. Но при раскопках этрусских городов, процветавших на севере Италии задолго до того, как Рим стал городом, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды неизвестного назначения, выполненные в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше или молодой женщине, а другое - смеющемуся старику, предположительно богу вина Дионисию.

Объединение в скульптуре нескольких образов, переходящих один в другой, получило в наше время специальное название: "полиэкония". В переводе с греческого "поли" - много, "эйкон" - изображение. Похожий прием археологи обнаружили и в других культурах, вплоть до каменного века. Например, у обитателей побережья Северного Ледовитого океана до сих пор сохранилась традиция вырезать на рукоятках ножей парные изображения головы моржа и собаки, кита и тюленя, медведя и моржа. Порой достаточно небольшого поворота костяного изделия, чтобы в фигурке женщины увидеть образ моржихи с детенышем.

Подобные боги (с несколькими лицами) существовали и в русской истории. Так, в древнеславянской, дохристианской культуре Световид изображался с четырьмя лицами, точнее, с четырьмя головами, обращенными в разные стороны. У богини Триглавы - их соответственно три. В Древней Руси заимствованное от греков христианство вытеснило старые верования и старых богов. Наиболее активно борьбу с ними вели в тех городах, где размещались языческие храмы и статуи, - там их и уничтожали в первую очередь. По преданиям, "идолов" обычно топили в реках и озерах. В лесной России к тому же памятники религии и предметы быта уничтожал безжалостный огонь. (Каменистой Греции повезло больше: многие языческие храмы и статуи дожили до наших дней, пусть и не в первозданном виде.)

Сведения о дохристианской жизни России историкам приходится выискивать по крупицам в рукописях на греческом и латинском языках. В частности, о Световиде они узнали из 16-томного труда датского летописца Саксона Грамматика (грамматик значит учитель словесности). Рассказ о славянских богах попал в его книгу только потому, что датчане воевали со славянскими племенами и победили их, уничтожив главный храм Световида. Саксон Грамматик - очевидец этого события.

В народе память о многоликих божествах и людях с несколькими головами сохранилась лишь в сказках. В одной из них рассказывается о добром молодце, который пообещал жениться двум девицам сразу. Но, увидев в окошке третью, забыл о первых двух, заговорил о сватовстве и упросил девушку выйти на крыльцо. Она вышла... с тремя головами. В них-то парень и узнал двух предыдущих девиц. Не сходя с крыльца, необычная невеста потребовала от молодца выполнить обещание, сдержать слово, тем более, данное трижды. К счастью, эта сказка со счастливым концом. Оказалось, что двух первых девиц добрый молодец видел во сне и лишь третью повстречал наяву.

Многоликие фигурки сохранились в народном искусстве, в частности в глиняных расписных игрушках и бытовой керамике. Правда, из божественного ряда они перешли в комические персонажи. Среди них появились птицы, рыбы и звери. И называть их стали "оборотнями".

В Курской области народная мастерица Валентина Ковкина лепит из глины двуликих кукол, смотрящих в разные стороны, фигурки фантастических животных типа "тяни-толкай" и композиции с четырехликими героями, восседающими, например, на баране-свинье. Александр Якушкин из города Скопина Рязанской области известен как мастер необычных подсвечников-оборотней.

А что же древний бог Янус? С тех пор, как рухнула Римская империя, прошло две тысячи лет. Сменились религии, идеалы и оценки. Янус перестал быть богом добрых начал и предвидения будущего, он из "двуликого" превратился в "двуличного", стал воплощением неискренности и лживости. И в новом обличье известен сегодня гораздо большему числу людей, чем во времена Древнего Рима. Любопытно, что в последнее время двуликого Януса объявили богом союзов и договоров, чаще всего его именем стали "награждать" политиков.

Произошли изменения и в изображениях Януса на скульптурах и картинах. С воцарением идеи "двуличности" головы стали носителями самых разных символов: красоты и безобразия, молодости и старости, дружбы и вражды, веселья и печали. Вместо мужских лиц на картинах появились юные и красивые женские головки, в прическах которых художники скрытно, но безжалостно изображали то, что всегда приходит на смену молодости.

В творчестве русского скульптора Анны Голубкиной (1864-1927) тоже нашел отражение этот прием. Ее ваза "Туман" выглядит куском бело-серого камня, бесформенным, клочковатым, как настоящий туман, все обволакивающий и везде проникающий. Но присмотритесь внимательнее, и вы увидите, что сквозь "мертвый" материал проступают человеческие лица: два мужских и два женских. Они расположены на противоположных сторонах вазы. Существует единственная точка (напротив лица старика), откуда зритель может увидеть все и определить, сколько образов спрятано в "тумане". Если смотреть с другой точки - ваза превращается в "двуликую" женскую головку. В остальных случаях внимательный взгляд всегда разглядит "сквозь туман" черты трех разных лиц. Свою "четырехликую" вазу Голубкина вылепила сначала в глине и гипсе в 1899 году, а затем в мраморе - после поездки в Париж в 1904 году. В 1940 году, через 13 лет после смерти Голубкиной, большинство сохранившихся к тому времени произведений отлили в бронзе. Но ваза "Туман" от этого едва ли выиграла. На мой взгляд, лучше всего соответствует своему названию мраморный вариант. В бронзе прекрасно выглядит другое произведение Голубкиной, тоже посвященное стихии, - "Волна", обрамляющая один из входов в Московский художественный академический театр. Большинство прохожих не замечают в якобы абстрактной композиции человеческих фигур - настолько искусно спрятала их Голубкина.

Конечно, нельзя сказать, что истоки всех изображений такого рода уходят к языческому Янусу, но толчок к творческому воображению был дан давным-давно, и параллели Янусу можно найти в самых разных культурах. Значит, это задевает какие-то глубинные структуры человеческой натуры.

Похожие статьи