Характеристика обонятельных осязательных и вестибулярных ощущений. Экстероцептивные ощущения

Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Известно, что 80–90 % информации поступает через зрительный анализатор, около 80 % всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Глазное яблоко лежит в защищающем его углублении черепа. Форма глазного яблока близка к сферической. .Его внешняя плотная соединительнотканная оболочка толщиной около 1 мм называется склерой. На передней поверхности глаза склера переходит в прозрачную мембрану, называемую роговицей. Под склерой находится более тонкая – около 0,3 мм – сосудистая оболочка, состоящая в основном из кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Внутренняя оболочка – сетчатка. Роговица и хрусталик фокусируют падающий в глаз свет на сетчатке, выстилающей заднию поверхность глазного яблока. Именно в сетчатке находятся светочувствительные клетки. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Светочувствительные рецепторы сетчатки превращают энергию света в нейронный импульс. По волокнам зрительного нерва, сигналы передаются в соответствующую часть мозга, принимающую и перерабатывающую передаваемую нервами информацию. Схематический разрез глаза показан на рис. 5.

Рис. 5. Схематический разрез глаза

Световая чувствительность колбочек меньше, чем у палочек. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом освещении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего освещения и обеспечивают цветовое зрение.

Интересный эффект, возникающий на сосудистой оболочке глаза человека, можно наблюдать при воздействии на глаз яркой вспышки света. Самый распространенный и хорошо знакомый всем пример «свечения» человеческих глаз – «эффект красных глаз» на фотографиях, сделанных с применением вспышки. Этот эффект возникает при слабой освещенности, когда зрачки максимально расширены и когда, чтобы сделать хороший снимок, фотограф использует вспышку. Хотя зрачок реагирует на яркий свет достаточно быстро (время реакции – от 0,25 до 0,5 с), он не успевает сузится в момент вспышки. В результате мгновенного воздействия яркого света и его отражения от сосудистой оболочки, наблюдаемый через широко расширенные зрачки и получается «эффект красных глаз». Поэтому многие фотоаппараты оборудованы приспособлениями, снижающими вероятность этого эффекта. Они основаны на том, что дают «предупредительную» вспышку – перед тем как начать экспозицию пленки, в течение 0,75 с воздействуют на глаза фотографируемых ярким светом. При этом зрачки сужаются, и уменьшается воздействие вспышки на сосудистую оболочку.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические .

Ахроматические цвета – черный, белый и промежуточный между ними серый (рис.6).

Рис.6. Ахроматические цвета при переходе от черного к белому

(слева – направо).

Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки, функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми. При слабом освещении колбочки прекращают свою работу и зрение осуществляется аппаратом палочек – человек видит в основном серые цвета.

Хроматические цвета – это все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов. Классические опыты Ньютона по разложению белого цвета на его составляющие и получению снова составного излучения из его частей являются первыми шагами к пониманию проблемы восприятия цвета глазом.

Раздражителем для зрительного анализатора являются световые волны с длиной волны от 390 до 760 нм. Следовательно, говоря о «синем» или «красном» цвете, мы на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного цветов. Свет с длиной волны около 650–700 нм дает ощущение красного. При длине волны 570 нм возникают ощущения желтого цвета, при 500 нм – зеленого, а при 470 нм – синего цвета. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра.

Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействует на глаз. Лучи света, краски, цветовые фильтры и тому подобное не имеет цвета. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. Следовательно, цвет – это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлимое свойство видимого спектра.

Ощущения разного цвета вызываются различной длиной волны, как это показано на рис. 7.

Рис. 7. Цветовой круг

Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например, красный цвет получается смешением оранжевого и фиолетового. Противоположные цвета называются дополнительными – при смешении они образуют теплый цвет.

При этом спектральная чувствительность глаза выглядит в виде кривой, показанной на рис. 8. Все цветовые тона, включая нейтральные (серые), могут быть получены с помощью смешения трех основных цветов – красного, синего и зеленого (рис. 9). На этом основана работа цветного телевидения.

Нарушения работы палочкового и колбочкового аппарата приводят к определенным дефектам в зрительных ощущениях. Так, нарушение работы палочкового аппарата (известное как заболевание «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение относительно нормальное.

При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматические цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Чаще всего встречается красно-зеленая слепота. Известно, что около 4 % мужчин и 0,5 % женщин страдают дальтонизмом.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Он может способствовать улучшению настроения или, наоборот, ухудшать его. Зеленый цвет, например, создает ровное, спокойное настроение, красный цвет возбуждает, темно-синий – угнетает.

Наряду с цветом на психическое состояние влияет степень освещенности рабочего места. Недостаточность освещения вызывает изменение напряжения глаз при выполнении работы, что приводит к быстрому развитию утомления и появлению близорукости.

Слуховые ощущения

Звуки, которые мы слышим, являются результатом преобразования определенной формы механической энергии и представляют собой паттерны последующих возмущений давлений, происходящих в разных средах – жидких, твердых или газообразных. Большинство воспринимаемых нами звуков передается по воздуху. Слуховые ощущения относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, музыку, имеет возможность общаться с другими людьми. Основными физическими характеристиками звуковых волн является частота, амплитуда, или интенсивность, и сложность.

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Наиболее чувствительно ухо человека к звукам 1000–3000 колебаний в секунду. Строение уха показано на рис.10.

Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие – низкие), силы (громкие – тихие), тембра , различногокачества (музыкальные звуки, речь, шумы).

Высота звука зависит от частоты колебания звуковых волн, сила звука определяется амплитудой их колебаний, а тембр – формой колебания звуковых волн.

Рис. 9 . Строение уха:

9 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка;

3 - евстахиева труба; 4 - молоточек; 5 - на­ковальня;

6 - стремечко; 7 - полукружные каналы; 8-10 - улитка;

11-12 - евстахиева труба; 13 - височные кости черепа

Музыкальные звуки – пение и звуки различных музыкальных инструментов. Шумы – это, например, звук мотора, шум дождя, грохот поезда и т.п.

В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шумы (согласные). Слух к различению звуков речи определяется как фонематический. Он формируется прижизненно, в процессе общения в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предлагает выработку системы фонематического слуха, для чего необходима система упражнений. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Он воспитывается и формируется так же, как и речевой.

Виды ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответс­твующие им ощущения:зрительные, слуховые, осязательные, обоня­тельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время нас­читывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным мо­жет быть только совершенно прозрачный предмет, кото­рый мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зе­леного, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздей­ствия световых лучей (электромагнитных волн) на чув­ствительную часть нашего глаза. Светочувствительным ор­ганом глаза является сетчатка, в которой находятся клет­ки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточ­но), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособ­ность человека, на успешность учебной деятельности. Пси­хологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для ок­раски стен учебных помещений оранжево-желтый, созда­ющий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утом­ляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальто­низмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впер­вые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обо­значают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не мо­гут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цве­там встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близо­рукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музы­кальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализа­тор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-сла­бый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие го­лоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он фор­мируется в зависимости от речевой среды, в которой вос­питывается ребенок. Овладение иностранным языком пред­полагает выработку новой системы фонематического слу­ха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в началь­ной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культу­ре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмо­циональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой вет­ра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего по­езда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближа­ющегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибра­ционные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весь­ма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запа­хи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообраз­ных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обоня­тельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благо­воние предметов оказывает большое влияние на эмоцио­нальное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потреб­ности людей в приятных запахах.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощу­щений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограни­ченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кис­лого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой за­висимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкус­нее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже са­мое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края язы­ка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.

Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикос­новения) и температурные (ощущения тепла или холо­да). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или при­косновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений раз­лична. Прикосновение больше всего ощущается на кон­чике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувстви­тельна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровож­даются положительным чувством, характер эмоциональ­ной окраски для тепла и холода различен: холод пережи­вается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляю­щее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоцио­нальные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обо­нятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Другая группа ощущений сообщает нам об изменени­ях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощу­щений мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные (или кинестетические) ощущения – это ощу­щения движения и положения частей тела. Благодаря дея­тельности двигательного анализатора человек получает воз­можность координировать и контролировать свои движе­ния. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестетических ощущений – одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного ана­лизатора. Для овладения движениями большое значе­ние имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повыша­ет культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характер­ны для русского языка.

Органические ощущения рассказывают нам о работе на­шего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желуд­ка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.

Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.

«Нет сомнений, – говорил И.П. Павлов, – что для орга­низма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализиро­вание и того, что происходит в нем самом».

Осязательные ощущения – это сочетания кожных и дви­гательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осяза­ния, ощупывания предметов. Это один из важных источ­ников получения информации об окружающих его пред­метах.

У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важ­нейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготов­лением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возника­ющих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

Ощущения равновесия отражают положение, занимае­мое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые са­димся на двухколесный велосипед, становимся на конь­ки, ролики, водные лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колеба­ние особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы рав­новесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблю­даются тошнота, рвота (так называемая морская или воз­душная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сиг­нализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, чело­век не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная не­чувствительность к боли – редкая аномалия, и она прино­сит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-пер­вых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних орга­нах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх­сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляю­щий свет, оглушительный звук, сильный холод или теп­ловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные . Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:

    экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

    проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

    интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.

Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную и кон­тактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближай­шей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.

По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

По времени возникновения в ходе эволюции животного мира вы­деляют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецеп­цию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структу­ре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.

Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодейс­твие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности".

В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.

Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя су­ществует обратная зависимость: чем большая сила нужна для воз­никновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Поро­ги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Экспериментальное исследование чувствительности к различе­нию позволило сформулировать следующий закон: отношение приба­вочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первона­чального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зритель­ных– 1/100.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно дейс­твующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме боле­вой. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Взаимодействие ощущений. (Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности од­ной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями меж­ду анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции). Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствитель­ность в другой. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ана­лизаторов, а также систематических упражнений называется сенси­билизацией.

В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений.

Английский ученый Ч.Шеррингтон выделил группы ощущений в зависимости от локализации (месторасположения) рецепторов:

1. Экстероцептивные - рецепторы находятся на поверхности тела: зритеольные, слуховые, кожные, обонятельные, тактильные.

2. Интероцептивные - рецепторы находятся на внутренних органах: ощущения голода, жажды, тошноты, сытости, удушья. Связаны с переживанием положительных и отрицательных эмоций.

3. Проприоцептивные - рецепторы находятся в мышцах, связках, суставах, сухожилиях. Это ощущения движения, положения частей тела.

По наличию или отсутствию контакта с раздражителем выделяют:

1. дистантные ощущения - без непосредственного соприкосновения с раздражителем: зрительные, слуховые, обонятельные .

2. контактные ощущения - при соприкосновении органов чувств с раздражителем вкусовые, кожные и кинестезические (двигательные).

В зависимости от характера раздражителей , воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений выделяют такие группы:

1-я группа - ощущения, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные.

2-я группа - ощущения, отражающие состояние организма - органические, ощущения равновесия, двигательные.

3-я группа - особые ощущения: осязательные, представляющие комбинацию нескольких ощущений, и болевые - ощущения различного происхождения.

Дадим характеристик отдельным видам ощущений.

А) Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Возникают в результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза - сетчатку. В сетчатке находятся клетки двух типов - палочки (около 130 миллионов) и колбочки (около 7 миллионов). При дневном освещении активны только колбочки, ночью - палочки. Колбочки дают возможность видеть цвета спектра (хроматические ощ.) и их оттенки. Палочки позволяют видеть серые цвета (ахроматические) - от белого к черному. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжении в работе глаз, что может спровоцировать развитие близорукости. Кроме этого, отражение черно-белых цветов и цветовой гаммы вызывает определенный эмоциональный тон. Н-р, зеленый - успокаивает, голубой - создает ощущение открытого пространства, красный – возбуждает, вызывает тревогу, черный - угнетает, оранжево- желтый - бодрит, создает приподнятое настроение, темно-синий - угнетает. Также красный и темно-синий цвета утомляют глаза. Зная это, можно использовать цветовую гамму для окраски стен класса, чтобы повысить работоспособность уч-ся.


Б) Слуховые ощущения - это ощущения, возникающие под воздействием звуковых волн, которые вызывают колебания барабанной перепонки. Колебания передаются во внутреннее ухо, в котором находится особый аппарат - улитка - для восприятия звуков.

Различают 3 вида слуховых ощущений : речевые, музыкальные и шумы . В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества:

Силу звука (громкий - слабый); зависит от амплитуды колебаний.

Высоту (высокий - низкий); зависит от частоты колебаний.

Длительность звука (время звучания).

Музыкальные ощущения позволяют различать качества звука (сила, высота, тембр, длительность). Музыкальный слух формируется лучше, если ребенка чем можно раньше приобщать к музыке.

Речевые ощущения позволяют различать звуки речи. Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком затруднено, так как предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Речь может вызвать определенный эмоциональный настрой.

Шум - шум мотора, поезда, грома. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев); служат сигналом опасности (шипение змеи, грохот поезда) или радости (шаги любимого человека, топот ножек ребенка). Однако замечено, что сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, утомляет нервную систему, наносит ущерб сердечно-сосудистой системе, вызывает рассеянность, снижает работоспособность, понижает слух. Поэтому на уроках учителя должны стремиться к соблюдению тишины.

В) Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Больше всего вкусовых почек находится на языке. Всего у человека их около 3-х тысяч. Существует всего 4 вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.п. Различные участки поверхности языка чувствительны к различным вкусовым ощущениям: задняя поверхность языка - к горькому, по бокам - к кислому и соленому, кончик языка - к сладкому.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухое вещество на сухом языке не дает вкусовых ощущений. Кроме этого, всё, что заставляет атомы двигаться быстрее, н-р, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Поэтому, горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало - более соленым, а горячее мясное блюдо - вкуснее, чем холодное.

На вкус пищи влияет самочувствие, головная боль, тепло, холод, голод (усиливает), сытость (ослабевает). Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. Кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны в большей степени стимулируют органы обоняния, чем вкуса.

Г) Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в результате попадания частиц воздуха в носовую полость. В нашей носовой полости запахи воспринимаются чувствительными волосками на обонятельной мембране. Эти волоски погружены корнями в слизистый слой, покрывающий мембрану. Мембрана всегда влажная. Если она высохнет, мы не сможем чувствовать запахи. Если мы просто дышим, то струя воздуха минует мембрану. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам надо принюхиваться, т.е. пропускать воздух над мембраной.

Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать:

Цветочный (фиалка, роза и т.п)

Пряный (лимон, яблоко)

Гнилостный (сыр, тухлые овощи)

Жжёный (кофе, какао)

Эфирный (алкоголь, камфора).

У человека обоняние развито не так хорошо, как у животных. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и мы более зависимы от зрительных ощущений.

В нашем носу мембрана занимает с обеих сторон площадь с ноготь., а у собаки эта мембрана, если ее расправить, закроет больше половины ее тела. В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, занимают 20-ю часть, у собаки - треть мозга.

Слабое обоняние человека компенсируется более высоким развитием других органов чувств. У слепо-глухих людей обоняние развито лучше. По запахам они узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности.

Обонятельные ощущения позволяют определить качество пищи, предупреждают об опасности (запах гари, газа), определяют химический состав (парфюмерия). При голоде как и у вкусовых ощущений, повышается чувствительность, при насыщении - снижается.

Д) Кожные ощущения . Различают два вида кожных ощущений: тактильные ( ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). Тактильные ощущения дают знания о качестве предметов, температурные ощущения регулируют теплообмен организма со средой.

На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность различных участков кожи к каждому из этих видов раздражителей различна. Прикосновения больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев. Спина менее чувствительна. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительны те участки кожи, которые обычно прикрыты одеждой (поясница, живот, грудь).

Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Средние температуры вызывают положительные чувства, холод переживается как бодрящее чувство, теплота - расслабляющее. Высокие показатели тепла и холода вызывают отрицательные эмоции.

Е) Органические ощущения. К ним относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья, половые ощущения. Они рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, кишечника и др., в стенках которых находятся соответствующие рецепторы. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать нарушения в работе нашего организма и помочь ему. Когда в крови не хватает определенных питательных веществ, ощущается голод. Тогда в «центр голода», расположенный в мозгу, поступает сигнал - работа желудка и кишечника активизируется. Вот почему голодный человек слышит урчание своего желудка.

При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.

Ж) Ощущения равновесия . Орган равновесия - вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Когда мы впервые садимся на велосипед, становимся на коньки и т.п., нам очень трудно удержать равновесие. При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни ходить, он будет все время падать. Органы равновесия связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (морская болезнь).

З) Двигательные или кинестезические ощущения - ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях, а также в пальцах рук, языке, губах (этими органами осуществляются точные и тонки рабочие и речевые движения).

Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц, о том, насколько, н-р, согнута рука или нога.

Развитие двигательных ощущений - одна из задач обучения. Наиболее способствуют этому уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, ритмики.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг к другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

И) Осязательные ощущения - это сочетание кожных и двигательных ощущений предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Рука - орган осязания. У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важных средств ориентировки и познания. В результате тренировки такие люди могут заниматься лепкой, шитьем, приготовлением пищи.

К) Болевые ощущения - сигнализируют об опасности, неблагополучии, возникшем в организме человека, т.е имеют защитное значение. Греки говорили: Боль - это сторожевой пес здоровья.

Болевые ощущения имеют различную природу.

1. Существуют «точки боли» (спец.рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механические повреждения кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают эти ощущения.

2. Они возникают под воздействием сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Оглушительный звук. Ослепляющий свет, резкий запах, холод или тепло могут вызвать болевые ощущения.

Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, и она принесит человеку серьезные неприятности.

3. Закономерности ощущений .

Каждый человек обладает врожденной способностью к ощущениям. Ощущения можно совершенствовать с помощью тренировки. Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не ощущает запахи.

А) Абсолютные пороги.

Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Та наименьшая, минимальная сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Та наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данного вида, называется верхним порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на наши рецепторы, вызывает лишь болевые ощущения (сверх громкий звук, слепящая яркость).

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Очень велика чувствительность зрительного и слухового анализатора.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. Пороги чувствительности изменяются на протяжении жизни: от рождения развиваются и достигают наивысшего развития к юношескому возрасту, а к старости пороги повышаются (ухудшается слух, зрение).

Б) Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя. Так называемый порог различения.

Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличится сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения (н-р, если к хору, состоящему из 100 человек прибавить 10 человек, то мы почувствуем разницу).

Б.Ананьев указывал, что чувствительность к различению является источником сложного мыслительного процесса - сравнения.

В) Следующая закономерность ощущений - адаптация (лат.-привыкание). Адаптация в жизни известна каждому. Когда мы входим в воду, то вода поначалу кажется холодной, а через некоторое время ощущение холода исчезает и вода кажется теплой. Когда из светлой комнаты мы входим в темный коридор, то надо время, чтобы глаза привыкли и мы стали видеть. И наоборот, из темноты в светлую комнату. Приходя из улицы в помещение мы ощущаем все запахи, а через некоторое время уже не замечаем их. Эти примеры говорят о том, что чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей.

Адаптация - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Различают 3 разновидности этого явления:

1. полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз, часы на руке, исчезновение запаха и т.п.)

2. притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (рука в холодной воде, из темноты на яркий свет)

3. повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (темновая адаптация: глаза в темноте лучше видят через некоторое время; слуховая адаптация - адаптация к тишине).

Первые две разновидности являются негативной адаптацией , так как приводит к снижению чувствительности анализаторов. Третья разновидность адаптации - позитивная , так как приводит к повышению чувствительности.

Адаптация помогает улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения.

Сильная адаптация наблюдается в кожных (тактильных). Зрительных, обонятельных, температурных ощущениях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, не обращать на них внимание, но ощущать их не перестанешь.

Г) Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений . Общая закономерность взаимодействия ощущений состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Чувствительность зрительного анализатора можно повысить слабыми музыкальными звуками, обтиранием лица холодной водой, кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологически это обусловлено тем, что слабый раздражитель вызывает в коре процесс возбуждения, который легко иррадирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. Под воздействием сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности в них.

Слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность глаза, слабые световые - усиливают слуховые ощущения. Это необходимо использовать в процессе обучения.

Кроме этого, сенсибилизация может быть достигнута в процессе упражнений. Н-р, занятия музыкой развивают звуковысотный слух.

Выделяют два вида сенсибилизации:

1. сенсибилизация, к которой приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота)

2. сенсибилизация, вызванная деятельностью, требованиями профессии (специалисты по окраске тканей различают от 40 до 60 оттенков черного цвета; дегустаторы совершенствуются в обонятельных и вкусовых ощущениях и т.д.)

Взаимодействия ощущений проявляются ещё в синестезии.

Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

Н-р, зрительно-слуховая синестезия - при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Реже возникают слуховые ощущения при воздействии на зрительный анализатор, вкусовых -на слуховой. (Н-р лимон может вызвать кислый вкус при вкусовых ощущениях, а можно произнести слово «лимон» - и тоже ощутить вкус лимона во рту.

Мы часто говорим «острый вкус», «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки». Это все синестезия. Синестезия лежит в основе цветомузыки.

На ощущения влияют и ранее действующие раздражители.

Контраст - изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст . Н-р, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Последовательный контраст более широко распространен. После холодного тепловой раздражитель кажется горячим, после кислого повышается чувствительность к сладкому и наоборот.

4. Развитие ощущений.

Слух развивается под влиянием музыки и звуковой речи; занятия музыкой

Четкое произношение слов формирует фонематический слух

Занятия живописью способствует развитию зрительных ощущений

Помнить об охране зрения (достаточная освещенность, правильная посадка, не читать лежа)

Помнить об охране слуха (лучше тихо, чем громко)

Наблюдения в природе

Специальные упражнения, игры

Учет индивидуальных особенностей ощущений у детей(подача материала разными способами: на слух, через органы зрения, кожные, тактильные, вкусовые ощущения и т.п.)

В.Крутецкий Психология с.89-101. И.Дубровина Психология с.91-105. Конспект с.96-103.

Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира.

Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека.

Ощущения можно подразделить на три большие группы:

1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;

2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;

3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Зрительные ощущения.

Светочувствительный орган глаза – сетчатка которая содержит два типа клеток – палочки и колбочки. Палочки ответственны за восприятие света и функционируют днем, а колбочки – цвета и работают в сумерки

Слуховые ощущения.

Колебания воздуха, попадая в ухо, вызывают колебания барабанной перепонки, а затем через среднее ухо передаются во внутреннее где находится улитка – орган восприятия звуков.

Виды ощущений:

2) музыкальные

3) речевые (сочетают музыкальные звуки и шумы).

Вкусовые ощущения.

Возникают в результате воздействия на рецепторы растворенных в воде или слюне веществ.

На поверхности языка, глотки и неба располагаются вкусовые почки, которые способны различать четыре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького, соленого.

Обонятельные ощущения.

Рецепторами являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Кожные ощущения. Виды:

1) температурные (способность различать изменение температуры воздуха, причем наиболее чувствительны те участки кожи, которые прикрыты одеждой);

2) тактильные (прикосновение);

3) вибрационные (воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха).

2. Органические ощущения.

Рецепторы расположены в стенках внутренних органов. Наиболее распространенными являются такие ощущения, как жажда, голод, тошнота и т. п.

Ощущения равновесия.

Рецептором является вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о положении головы.

Двигательные ощущения.

Их рецепторы находятся в мышцах, связках, сухожилиях.

Осязательные ощущения.

Являются комбинацией таких ощущений, как кожные и двигательные. Болевые ощущения имеют двоякое происхождение:

1) раздражение определенных точек боли: например, ожог кожи;

2) возникают в результате воздействия на любой анализатор сверхсильного раздражителя: например, сильный запах краски способен вызвать головную боль.

Похожие статьи