Как правильно заряжать полностью севший аккумулятор. Правильно заряжаем автомобильный аккумулятор

Аккумулятор может по ряду причин. Возможно, что произошла утечка в каком-то месте электроцепи. Но более вероятно, что вы просто забыли выключить на ночь фары или магнитолу. Распространён и такой вариант: автомобиль долго не использовался и не заводился, стоял в не отопляемом помещении, поэтому аккумулятор потерял свой заряд. Существует множество способов «оживить» автомобиль, а самый распространённый - попросить «прикурить».

Не все автолюбители знают, как определить, в чём же причина отказа автомобиля заводиться. Чтобы уверенно сказать о том, что проблема именно в аккумуляторе, нужно обратить внимание на следующие детали. Во-первых, при зажигании проверьте индикаторы приборной панели. Если они горят тускло - это говорит о низком заряде. Во-вторых, прислушайтесь к звуку двигателя. Он должен быть быстрым, а не тягучим и медленным. очень севший, из-под капота будут раздаваться характерные щелчки. Некоторые автомобили укомплектованы вольтметром. Стрелка прибора при зажигании не должна находиться в красной зоне. Также внимательно осмотрите сам аккумулятор. «Навороченные» модели, как правило, оснащены собственным индикатором заряда, соответственно аккумулятор сам даст знать о низком заряде.

В этом материале мы расскажем вам не только о том, как завестись с севшим аккумулятором, но и как зарядить аккумулятор без зарядного устройства.

Как правильно прикурить автомобиль

Если вы беспокоитесь о заряде и не хотите оказаться обездвиженным в самый неподходящий момент - заранее обзаведитесь специальными проводами для запуска двигателя. При покупке стоит обратить внимание на упаковку, а точнее, на те характеристики, которые на ней описаны:

  • площадь сечения не менее 10 кв.мм (более тонкий провод может попросту сгореть);
  • минимальная сила тока не менее 200 ампер (больше - лучше, это увеличит эффективность передачи тока);
  • длина провода 1,5-2,5 метра (более короткий провод неудобно крепится, более длинный обладает слишком высоким сопротивлением);

Немаловажно также произвести осмотр провода. Оплётка должна быть резиновой, ведь пластик плохо переносит мороз и становится слишком жёстким на холоде. Крепления проводов к зажимам обязательно должны быть пропаянными, в противном случае электроток не достигнет клемм. Зажимы должны быть широкими и хорошо раскрываться, это облегчит крепление и увеличит площадь контакта.

Также важно правильно выбрать автомобиль — «донор» . Его аккумулятор должен быть в приличном состоянии, электролит не должен подтекать, ведь иначе мы будем иметь не один, а два «мёртвых» автомобиля. Ни в коем случае не 12-вольтный аккумулятор от 24-вольтного. Напряжение севшего аккумулятора и аккумулятора-«донора» должно совпадать. Правда, 24-вольтный аккумулятор можно подпитать от двух 12-вольтных, соединённых последовательно.

После того, как вы найдёте человека, готового вам помочь, попросите поставить машину в пригодное положение. Длины провода должно хватать без особого натяжения. При соединении очень важно соблюдать полярность, иначе вы не только испортите аккумулятор, но и электросистему всего автомобиля. Плюсовой провод обычно имеет красный цвет, а минусовой - чёрный. Опытные водители советуют такую схему подсоединения: сперва необходимо заглушить автомобиль-«донор». Далее, подключаем плюс к вашему автомобилю, а затем - к донору. После подключаем минус к донору, последним - минус к вашему автомобилю. При подсоединении четвёртой клеммы нередко выбивает искру, что вполне нормально. Последнюю клемму желательно подключить к массе - неокрашенной металлической детали, имеющей хороший контакт с кузовом.

В современных автомобилях доступ к аккумулятору бывает затруднён, там, как правило, есть специальные места для «прикуривания». Когда все клеммы подключены, нужно завести автомобиль-«донор» на 3-5 минут для подзарядки «мёртвого» автомобиля. По истечении этого срока заводим второй автомобиль и даём поработать ещё 5 минут. После этой процедуры отключаем клеммы от «донора» и вашего автомобиля. Дайте своему автомобилю поработать минут 20, ведь зарядка происходит быстрее при заведённом автомобиле. Желательно не включать фары и магнитолу, в противном случае всю процедуру наверняка придётся повторять заново.

На видео - зарядка АКБ автомобиля:

Особенности различных моделей

Кроме самой процедуры «прикуривания» существуют и другие варианты зажигания автомобиля с . Машину с механической коробкой можно завести «с толкача». Сядьте за руль и включите нейтральную передачу. Включите зажигание поворотом ключа. После этого помогающие вам люди должны разогнать машину до 15-20 м/ч. На ходу включите третью передачу и отпустите сцепление. Как только автомобиль заведётся, следует выключить передачу. Главное, не выключайте двигатель сразу после зажигания, ведь накопившегося заряда может не хватить для повторного запуска двигателя. К тому же вместо физической силы можно использовать буксировочный трос, но такой вариант, к сожалению, абсолютно не подойдёт для коробки-автомата.

Существует также ещё один метод, как завести машину, если сел аккумулятор. С его помощью, возможно, получится накопить немного заряда для зажигания. Попробуйте включить дальний свет фар на несколько секунд. Это спровоцирует «разогревающие» химические реакции и соберёт в аккумуляторе некоторое количество заряда. Главное, не проворачивайте стартер дольше 5 секунд за один раз, это вызовет окончательное падение заряда.

Альтернативные способы подзарядки

Если вы оказались в глухой местности и не у кого попросить помощи, не отчаивайтесь. Вам поможет обычная батарейка мощностью в пару Вольт. Подойдёт любое устройство: фонарик, мобильник, ноутбук, но, конечно же, батарея должна быть заряжена. Необходимо открыть капот и найти провод, соединяющий аккумулятор и генератор, чтобы при повороте ключа подать сигнал к последнему. Примерное местоположение этого провода - лампочка, сигнализирующая о проблеме с аккумулятором. Провод придётся разорвать, а на его место пристроить батарейку. После этого автомобиль нужно толкнуть, желательно под уклон. На ходу в него запрыгнуть и провернуть ключ в замке зажигания. Когда автомобиль заведётся батарейку можно снять, не выключая машины.

В экстренной ситуации также попробуйте встряхнуть аккумулятор для равномерного распределения жидкостей. Главное, ни в коем случае не пытайтесь подсветить себе зажигалкой, когда заглянете внутрь, ведь результат может быть печальным.

Если же вы обладаете достаточным количеством времени, но нет зарядного устройства, вы можете собрать простейшее устройство такого рода всего из нескольких элементов:

  • бытовая лампочка накаливания мощностью до 200 Ватт. Чем выше мощность, тем быстрее будет осуществляться подзарядка, главное не передержать, иначе аккумулятор придёт в полную негодность;
  • полупроводниковый диод - этот компонент пригоден для проведения электричества только в одну сторону. Он поможет преобразовать переменное напряжение в сети в постоянное для подзарядки аккумулятора. Диод должен быть достаточно большой, иначе может не выдержать прилагаемые нагрузки;
  • провода с клеммами и штекером для включения в розетку.

Видео о том, как зарядить АКБ без зарядного устройства:

При настройке схемы лампочка должна гореть вполнакала, ведь диод отрезает половину амплитуды переменного тока. Если лампочка не горит, это верный показатель того, что схема не работает. Также она не будет гореть, если аккумулятор полностью заряжен, что маловероятно, поскольку напряжение в клеммах велико, а ток - маленький. Для зарядки, как правило, необходимо около 10 часов, не забудьте выключить электропитание по истечении срока, вскипит и придёт в негодность.

Нелишним для автолюбителя будет иметь при себе устройство для проверки заряда аккумулятора. Эта крайне полезная вещь стоит в районе 500 рублей и поможет вам избежать порчи или падения заряда в самый неподходящий момент.

Неважно, как села АКБ: забыли ли вы погасить габариты, слишком увлеклись прослушиванием музыки на стоянке или уезжали на всё лето в отпуск. Чтобы зарядить аккумулятор, нужно иметь представление о теории и следовать нескольким простым правилам.

Немного теории

В автомобилях по большей части используются свинцово-кислотные аккумуляторы (WET). Их принцип работы основан на химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате которой вырабатывается электричество. Со временем неизбежно происходит сульфатация и разрушение пластин, а также выкипание электролита, из-за чего снижается ёмкость АКБ. И аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент.

Как проверить аккумулятор

akbinfo.ru

Проще всего использовать встроенный индикатор заряда, который есть на большинстве аккумуляторов. Это та самая «лампочка», которая в действительности никакая не лампочка, а зелёный шарик-поплавок, двигающийся в прозрачной колбе. При достаточном уровне и плотности электролита шарик поднимается и мы видим зелёный индикатор. Если поплавка не видно, нужно проверить электролит и подзарядить АКБ.

Ещё один вариант - мультиметр. С его помощью можно измерить напряжение на клеммах и понять, разряжен аккумулятор или нет. На полностью заряженной АКБ должно быть 12,6 В и более. Напряжение 12,42 В соответствует 80% заряда, 12,2 В - 60%, 11,9 В - 40%, 11,58 В - 20%, 10,5 В - 0%.

Самым надёжным способом является проверка нагрузочной вилкой. Она может показать падение напряжения под нагрузкой, то есть реальный уровень заряда и, соответственно, ёмкость. Такой прибор есть у любого автоэлектрика или в магазине, где продают аккумуляторы. И за эту проверку с вас, скорее всего, даже не возьмут денег.


toyotaoforlando.com

Определив, что АКБ действительно , можно приступать к зарядке, но сначала нужно подготовиться.

  1. Аккумулятор желательно снять с машины. Если на это нет времени, отключите его от бортовой сети, отсоединив минусовой провод.
  2. После этого нужно очистить клеммы от смазки и окиси для хорошего контакта.
  3. Не помешает протереть поверхность аккумулятора сухой тряпкой, а лучше - смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.
  4. Также не забудьте отвернуть пробки на каждой из банок АКБ или снимите заглушку, чтобы обеспечить свободный выход паров электролита и не допустить избыточного давления внутри.
  5. Если уровень электролита в какой-то из банок недостаточный, нужно долить дистиллированной воды, чтобы она полностью покрыла пластины.

evilution.co.uk

Сам принцип зарядки прост: нужно лишь в соответствии с полярностью присоединить к клеммам аккумулятора провода от зарядного устройства и воткнуть вилку в розетку. Однако для начала стоит определиться со способом зарядки. Различают два основных метода: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.

Первый эффективнее, но проходит в несколько этапов и требует контроля. Второй проще, однако обеспечивает зарядку АКБ лишь до 80%.

Существует ещё так называемый комбинированный метод, при котором участие со стороны автовладельца сводится к минимуму. Минус такого способа в необходимости специального зарядного устройства с довольно высокой стоимостью.

Зарядка постоянным током

  1. Устанавливаем ток в 10% от номинальной ёмкости аккумулятора и заряжаем до тех пор, пока напряжение на клеммах АКБ не поднимется до 14,3-14,4 В. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч нужно заряжать током не более 6 А.
  2. Далее уменьшаем ток в два раза (до 3 А), чтобы снизить интенсивность кипения, и продолжаем зарядку.
  3. Как только напряжение поднимется до 15 В, нужно снова уменьшить ток в два раза и заряжать аккумулятор до того момента, когда значения напряжения и тока перестанут изменяться.

Зарядка постоянным напряжением

Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.

Меры предосторожности

Поскольку зарядка аккумулятора - это химический процесс, при котором выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, нужно быть очень осторожным и следовать правилам:

  1. Заряжайте АКБ в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Не пользуйтесь открытым огнём и не проводите никаких работ с образованием искр.
  3. Если нет возможности снять аккумулятор с машины, отключите минусовой провод, а лучше оба.

Закон подлости никто не отменял, поэтому и аккумулятор нередко садится в самое неподходящее время: вот вы остановились на обочине оживленной трассы, а тронуться с места никак, авто не заводится. Обидно, неправда ли?

Как понять, что аккумулятор сел?

  • После поворота ключа в замке зажигания бодрое «ворчание» двигателя заменяется медленными и тягучими звуками;
  • На приборной панели тускло горят индикаторы (или не загораются вовсе);
  • Из-под капота слышны потрескивания и пощелкивания.

Как завести машину, если сел аккумулятор?

Способ 1 «Пуско-зарядное устройство» . Самый простой и безболезненный запустить аккумулятор - это специальное устройство. Его подключают к сети, переключатель режимов ставят в позицию «пуск». Плюсовой провод ПЗУ подключается к + клемме, минусовой - к блоку двигателя ближе к стартеру. Поверните ключ в замке зажигания, после того, как машина завелась, пуско-зарядное устройство можно выключать.

Такой метод подходит для всех типов машин (с автоматической и механической трансмиссией).

Способ 2 «Дай прикурить!». Для этого потребуется: автомобиль «донор» - 1 штука, провода для прикуривания (сечение более 16 кв.мм), ключ на 10. Аккумулятор у машины-донора должен быть в нормальном рабочем состоянии, не пытайтесь прикурить 12-вольтный агрегат от 24-вольтного, напряжение должно быть одинаковым. Исключение - подпитка 24-вольтного аккумулятора от двух 12-вольтных, которые соединены последовательно. Автомобили ставят рядом, но они не должны соприкасаться. Двигатель у «донора» глушат, у второго авто нужно снять минусовую клемму. Соблюдайте полярность, иначе электроника попросту выйдет из строя. В основном минусовый провод маркирован черным, а плюсовой - красным. Плюсовые клеммы нужно соединить между собой, затем подключаем минус к «донору» и только после этого минус к реанимируемой машине. После этого можно завести «донора» на 4-5 минут, чтобы «мертвый» аккумулятор подзарядился, потом можно завести вторую машину и дать поработать 5-7 минут. Клеммы отключают, дайте авто поработать минут 15-20, зарядка происходит быстрее при включенном двигателе.

Способ 3 «Повышенный ток» . Аккумулятор можно подзарядить и повышенным током, АКБ с машины можно не снимать, но вот у транспорта с бортовым компьютером нужно снять минусовую клемму, иначе электроника «полетит». Ток можно повышать не более чем на 30% от стандартных показаний. К примеру, для аккумулятора 60 Ач допускается ток до 8 ампер. Уровень электролитов должен быть нормальным, заливные пробки нужно открыть. Зарядка длится 20-30 минут, потом можно заводить машину. Часто прибегать к такому методу не рекомендуется - он сокращает «жизнь» аккумулятора.

Способ 4 «Буксировка или с толкача» . Для буксировки потребуется: трос, длиной 4-6 метров, автомобиль для буксировки. Между собой машины соединяются тросом и разгоняют до 10-15 км/ч, у буксируемого авто нужно включить 3-ю передачу и постепенно отпустить сцепление. Если машину удалось завести, можно расцепить «сладкую парочку». Главное в этом методе - согласовывать действия водителей, иначе можно нанести транспорту соседа серьезные повреждения. Способ подходит только для транспортных средств с механической трансмиссией. Можно вместо буксировочного авто использовать человеческие ресурсы. Разгоняют машину под горку или по ровной дороге. Толкают за задние стойки или багажники, иначе можно получить серьезные травмы (к примеру, поскользнуться и попасть под колеса).

Способ 5 «Литиевые аккумуляторы» . Отзывы о нем весьма неоднозначные, для подзарядки можно использовать ноутбук, телефон, фотоаппарат и прочую технику с литиевыми аккумуляторами. Подзаряжать нужно 10-20 минут, подключить можно при помощи салонного прикуривателя или напрямую к аккумулятору. Устройства подходят для автомобилей всех типов.

Способ 6 «Кривой стартер» . Такая штука для проворачивания коленвала выручала многих автомобилистов. Для этого понадобится домкрат, 5-6 метров плотной веревки или стропы. При помощи домкрата нужно подвысить одно из ведущих колес, на него наматывают 5-6 метров веревки, включают зажигание и прямую передачу. Конец стопы дерните резким движением, нужно хорошенько раскрутить колесо.

Надеемся, наша статья будет вам полезна, и в чрезвычайной ситуации вы не растеряетесь и воспользуетесь данными советами!

Почему разряжается аккумулятор

Любой, даже самый качественный аккумулятор разряжается сам по себе со временем, и происходит это по разным причинам.

5 причин быстрой разрядки аккумулятора

  • Аккумулятор выработал свой ресурс (4-5 лет);
  • Генератор не заряжает аккумулятор во время поездки;
  • Происходит утечка тока в бортовой сети;
  • Забыли выключить фары или магнитолу на длительное время;
  • Воздействие критичных температур (сильный мороз).

Как избегать частых разрядок и как продлить жизнь автомобильному аккумулятору - читайте далее, мы собрали все полезные советы на эту тему в один удобный список.

  1. Не запускайте часто двигатель для коротких пробегов.
  2. Не оставляйте аккумулятор в разряженном состоянии, пусть он хранится в заряженном состоянии.
  3. Не допускайте частого полного разряда аккумулятора автомобиля.
  4. Не допускайте оголения пластин, проверяйте и добавляйте электролит до нужного уровня.
  5. Контролируйте натяжение ремня генератора и замените ремень в случае его сильного ослабления.
  6. Визуально проверяйте проводку в сети, для оперативного устранения утечки токов.
  7. Следите за контактами присоединения к аккумулятору - они могут окислиться, износиться или повредиться.
  8. Возьмите за правило в любой ситуации проверять автомобиль внутри и снаружи, когда вы приехали в пункт назначения. Все электроприборы и освещение должны быть выключены.
  9. В сильные морозы отключите и перенесите аккумулятор в теплое помещение.
  10. В холода чаще заряжайте аккумулятор до максимума, что бы мороз не смог разрядить батарею до конца.
  11. В зимнее время используйте специальные «согревающие» чехлы для автомобильного аккумулятора.

Зарядка автомобильного аккумулятора производится от электрического генератора. После генератора устанавливается реле-регулятор, который служит для обеспечения безопасной зарядки. Реле обеспечивает напряжение не более 14,1 +- 0,2 В.

Для полной зарядки необходимо обеспечить напряжение 14, 5В. Исходя из этого, аккумулятор не может быть полностью заряжен, поэтому необходима периодическая подзарядка внешним устройством. Если в теплую пору года аккумулятор, заряженный на 50% запустит двигатель, то при температуре ниже нуля, его емкость может уменьшиться вдвое. Если преждевременно не произвести зарядку аккумулятора, то запуск двигателя может не произойти. Поэтому, в холодную пору следует заряжать аккумулятор внешним источником на 100%. Для таких целей служат зарядные устройства.

Порядок зарядки аккумулятора зарядным устройством

Перед подключением батареи к зарядному устройству, необходимо обратить внимание на полярность. Для этих целей служит маркировка. «+» обозначен положительный вывод, а «-» — отрицательный. На выводах устройства зарядки имеется такая же маркировка. Следовательно, отрицательный вывод аккумулятора подключается к отрицательному выводу зарядного устройства, а положительный к положительному. Если полярность подключена не верно, то произойдет разрядка аккумулятора.

Прежде чем зарядить аккумулятор, необходимо выполнить следующие требования:

  • Очистить аккумулятор от грязи
  • Протереть поверхность тряпкой, чтоб удалить кислотные остатки

Для этого следует смочить ткань водным раствором соды (на стакан воды 1 ложка)

Если аккумулятор имеет пробки, необходимо их выкрутить, чтобы газы, накапливающиеся при зарядке, могли выходить наружу. Далее следует проверить уровень электролита. Если он мал, следует долить дистиллированной воды.

Исходя из теории, производить зарядку можно током, которого не хватает для набора полной емкости. Если емкость батареи 50 А*ч и она разряжен на?, то первый момент заряда устанавливается на 25 А, каждую минуту ток уменьшается до 0 при полном заряде. По такому принципу построены автоматические зарядные устройства.

Если необходимо произвести зарядку аккумулятора быстро, то следует пользоваться такой инструкцией:

  • Первый заряд можно выставить на 8 А на 3 ч.
  • Уменьшить до 6 А и заряжать 1ч.

Оптимальным режимом для зарядки считается ток 2-3 А. Это позволяет исключить перегрев и перезарядки, что существенно влияет на время эксплуатации. Средний срок службы кислотного аккумулятора от 3 до5 лет, иногда 7.

Как зарядить полностью севший аккумулятор?

Например, если емкость 45 А*ч, ток заряда должен быть равен 4,5 А. Лучше всего производить зарядку меньшим током и более длительное время. Например, 2,8 А на протяжении 24 часов.

Можно ли производить зарядку, не отсоединяя от бортовой сети авто?

Во время подзарядки аккумулятора напряжение на клеммах может быть равным 16 В. Даже если ключ зажигания вынуть, некоторые приборы машины будут работать. Например, сигнализация.

Поэтому, слишком высокое напряжение может вывести приборы машины из строя, даже если в паспорте указанно, что автомобиль может выдержать более мощные нагрузки. Следовательно, перед зарядкой необходимо отсоединить отрицательный вывод аккумулятора от бортовой сети.

Можно ли зарядить аккумулятор при отрицательной температуре?

Да. Так как электролит во время зарядки нагревается и его температуре выше нуля. Автомобильный генератор с легкостью подзаряжает аккумулятор даже при температуре -30.

Как узнать, когда аккумулятор полностью заряжен?

Если напряжение на клеммах во время зарядки не возрастает при одинаковом токе на протяжении нескольких часов, то аккумулятор полностью заряжен. Современные аккумуляторные батареи достигают величины тока в 16,2+- 0,1 В. Эта величина является справочной, так как зависит от емкости аккумулятора, тока заряда, плотности электролита. Для замера этого показатель следует воспользоваться вольтметром.

Влияние полного разряда на срок службы аккумулятора

100% разряд негативно влияет на срок службы батареи. Особенно это опасно для современных необслуживаемых аккумуляторов. Даже при разовой разрядке аккумулятор может быть выведен из строя.

Можно ли определить степень заряда аккумулятора по напряжению на выходах?

Степень заряда аккумулятора можно определить только приблизительно. Перед тем, как произвести замер напряжения на аккумуляторе, необходимо отключить его от зарядного устройства или семы авто.

Замер производить не ранее чем через 6 часов.

Сделать это можно разными способами:

  • Измерить напряжение на выводах под нагрузкой. Для этого применяются нагрузочные вилки. Они представляют собой вольтметр, выводы которого подключены параллельно. Они имеют сопротивление 0,018-0,020 Ом (для 60А*ч). Для замера следует подключить вилки к выводам на аккумуляторе, показания будут видны через 5-7 сек.;
  • Измерить напряжение на выходах при запуске двигателя. Если стартер исправен, то напряжение должно быть в приделах 9,5 В. Если оно ниже, следует произвести зарядку аккумулятора. Этим же методом определяется исправность стартера. Если в авто установлен заряженный аккумулятор, а напряжение ниже 9,5 В, то стартер вышел из строя.

Как заводить автомобиль от аккумулятора другого авто (прикурить)?

Зачастую, чтобы «прикурить», автомобилисты соединяют клеммы своих аккумуляторов крокодилами через провода. Затем, прибавляют газ и производят запуск другого авто, не глуша свою машину. Такой способ может привести к выходу электроники из строя.

Если вам необходимо «прикурить», придерживайтесь следующих правил:

  • Заведите и прогрейте свой двигатель не менее 5 мин.
  • Заглушите его
  • В автомобиле с севшим аккумулятором отсоедините клему «-», присоедините провод для прикуривания к «+» выводу и к клемме с «-», которую вы сняли.
  • Вторые концы проводов присоедините к аккумулятору донора
  • Произведите запуск двигателя, оставьте на пару минут в рабочем положении
  • Не глуша двигатель, отключите «прикуриватель»

Этого питания хватит для запуска всего электронного оборудования авто. Подключите «-» вывод бортовой сети к штатному аккумулятору. Для быстрой подзарядки следует ехать на низких передачах. Обеспечивая при этом не менее 3000 об/мин для вала двигателя. После поездки произведите зарядку аккумулятора от зарядного устройства.

Сколько времени аккумулятор может сохранять работоспособность без подзарядки?

Срок хранения аккумулятора напрямую зависит от емкости. 10мА*ч составляют внутренние токи утечки. Допустимая разрядка аккумулятора составляет 30%. Следовательно, для аккумулятора емкостью 50А*ч допустимая степень заряда 16А*ч(50/3,3). 50А*ч – 16А*ч = 34А*ч. Это значение емкости саморазряда. Далее 34А*ч/0,01А*ч = 3400 часов=141 день=5 мес.

Помимо этого, хранение разряженного аккумулятора запрещено. Это приводит к уменьшению плотности электролита, что превратит его в лед, который выведет из строя батарею. Если же аккумулятор не отсоединен от бортовой сети, то срок уменьшиться вдвое за счет токов утечки.

Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.

Устройство автомобильного аккумулятора

В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.

Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.

Типы аккумуляторных батарей

Выделяют два типа аккумуляторов.

  1. Обслуживаемые.
  2. Необслуживаемые.

В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.

Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.

Не доливайте в аккумулятор воду или же электролит самостоятельно. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Но если вы всё же решили добавит воду, то доливайте только дистиллированную и небольшими порциями.

Типы зарядных устройств

По типу заряда устройства делятся на:

  1. Зарядное с неизменным напряжением . В этих зарядных устройствах напряжение заряда постоянное, а силу тока можно регулировать с помощью регулятора.
  2. Зарядное с неизменным током. В таких устройствах сила тока постоянная, а напряжение меняется регулятором. С помощью такой зарядки можно зарядить аккумулятор полностью, однако нужно внимательно следить за процессом. При длительном использовании электролит может закипеть, а это может стать причиной замыкания аккумулятора и даже его возгорания.
  3. Автоматические (комбинированные). Эти современные зарядные устройства сначала заряжают аккумулятор неизменным постоянным током при меняющемся напряжении, но потом, с постепенной зарядкой аккумулятора, напряжение фиксируется, а ток плавно уменьшается. При достижении полного заряда аккумулятора устройство автоматически выключается.

Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.

  1. С помощью обычного тестера. Тестер ставиться в режим вольтметра и при выключенном автомобиле замеряется напряжение. Если эту процедуру сделать при включенном двигателе, вы узнаете идёт ли заряд с генератора. Напряжение при выключенном автомобиле должно быть близким к 12 В.
  2. Нагрузочной катушкой. По конструкции она представляет собой сопротивление 0,018 – 0,020 Ом с вольтметром, подсоединенным параллельно. Этот агрегат подсоединяется на 5 – 7 секунд и затем снимаются показания с вольтметра.
  3. По индикатору на батарее. На некоторых типах аккумуляторов установлен гидрометрический индикатор, который представляет собой маленький глазок. В этом глазке меняются цвета индикатора. Если цвет зелёный, то аккумулятор заряжен. Если белый, требуется зарядка аккумулятора, а если тёмный, заряд на минимуме и возможно требуется доливка электролита.

О том, как происходит автомобиля, вы сможете узнать в подробном материале нашего специалиста.

Когда необходима зарядка АКБ

Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.

Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.

На что следует обратить внимание и меры предосторожности

Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.

Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.

Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля

Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.

После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.

Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.

Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.

Подключение зарядного устройства

При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.

На большинстве зарядных плюсовая клемма окрашивается в красный цвет, а минусовая в чёрный.

Продолжительность зарядки, контроль за процессом

Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».

Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.

Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.

Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.

Следите за электролитом, если он начал закипать уменьшите силу тока.

Окончание зарядки, установка АКБ на автомобиль

По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.

При подключении обратите внимание на состояние клемм и их плотное прижатие к клеммам АКБ. Они не должны быть окисленными и должны плотно прилегать.

Как зарядить автомобильный АКБ при отсутствии зарядки

Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:

  1. Использование переносного пуско-зарядного устройства. Оно напоминает небольшой аккумулятор, заряда которого хватает на пуск двигателя.
  2. Собрать самодельное зарядное устройство, если есть под рукой нужные элементы. Для этого требуется диодный мост, резистор, мультиметр и лампочка, а так же некоторые познания в электротехнике и навык работы с паяльником.
  3. Если на морозе АКБ не показывает признаков жизни, следует его снять и занести в тёплое помещение на 30 минут. Электролит нагреется, и вы сможете завести автомобиль.
  4. Использовать устройство для зарядки ноутбука. На выходе она выдаёт 18 В. В схему последовательно нужно вставить лампочку от фары, она будет играть роль резистора. Тогда ток не будет превышать 2 А, но для полного заряда АКБ таким способом потребуется около 20 часов.

Заключение

При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.

(24 оценок, среднее: 4,08 из 5)

Похожие статьи